Небесный покровитель Сумщины


К 100-летию Софрониевой пустыни и 180-летию со дня рождения ее основателя – великого подвижника благочестия XIX – начала XX вв. архимандрита Софрония (Смирнова).

Архимандрит Софроний (Смирнов) родился 8/21 апреля 1828 г в Москве, происходил из священнического рода и во святом крещении был наречен Сергием во имя преподобного Сергия Радонежского.

По окончании Московской духовной семинариион в возрасте 25 лет поступил на послушание в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской епархии (ныне Свято-Успенская Святогорская Лавра в Донецкой области), где принял монашеский постриг с именем Софроний во имя святителя Софрония Иерусалимского и рукоположение в священный сан.  В этой обители будущий архимандрит Софроний подвизался 28 лет, именно здесь он духовно сформировался как делатель Иисусовой молитвы и выдающийся пастырь, приведший ко Христу множество людей.

Видя в о.Софронии монаха высокой духовной жизни, способного к управлению братией и его безупречное многолетнее служение в священном сане, настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман рекомендовал его на должность настоятеля Свято-Димитриевского Ряснянского монастыря близ с.Рясное Ахтырского уезда Харьковской губернии, куда он и был назначен в 1881 г с возведением в сан игумена. О.Софроний нес послушание настоятеля монастыря 4 года, ему пришлось много потрудиться над налаживанием в новоустроенной обители монашеской жизни, при нем были освящены монастырские храмы и постройки. За  время управления монастырем он снискал народную любовь как истинный пастырь, чутко откликающийся на духовные запросы и нужды народа. В 1883 г.игумен Софроний во внимание к трудам по устроению обители был награжден наперсным крестом.

В 1885 г. о.Софроний был переведен в Холмско-Варшавскую епархию и назначен духовником Холмского архиерейского дома, а впоследствии — духовником Холмской духовной семинарии и исполнял это послушание 1,5 года.

Дальнейший жизненный путь о.Софрония связан с Нижегородской землей. В течение 20 лет (1887-1907 гг.) он был настоятелем Арзамасской Высокогорской пустыни, где был возведен в сан архимандрита, 10 лет (1894-1904 гг.) нес послушание благочинного монастырей и общин II округа Нижегородской епархии. Его попечению было вверено 9 монастырей и общин, в том числе Серафимо-Дивеевский монастырь, где он совершал богослужения и постриг дивеевских сестер. В качестве благочинного ему довелось сопровождать Царскую чету и других высочайших гостей во время посещения ими Серафимо-Дивеевского монастыря в 1903 г.

За многолетнее ревностное служение о.Софроний был награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, св. равноапостольного кн. Владимира 4-й степени и серебряной медалью императора Александра III. Проявляя неустанную заботу о воспитании детей в вере и благочестии, он построил  церковно-приходские школы в селах Хватовка и Быковка. За труды на ниве духовного просвещения он был награжден Библией от Св. Синода и удостоен звания пожизненного члена Нижегородского Епархиального Училищного совета.

Последние 13 лет земной жизни архимандрит Софроний, как некогда преподобный Серафим Саровский, нес подвиг пустынножительства и старчества. Задолго до ухода на покой он избрал для будущего уединенного жительства место в лесу  Высокогорской дачи в 30 верстах от Арзамаса, где по его благословению была выстроена келья. Рядом с кельей был построен деревянный храм, освященный 13/26 июля 1908 г. в честь Сошествия во ад Господа Иисуса Христа. Здесь старец поселился в 1908 г. и стал вести уединенную жизнь, пребывая в бдении, посте и молитве. Однако, через некоторое время он вынужден был прервать затвор, откликаясь на потребность своих чад в духовном окормлении.

 Со временем вокруг кельи старца возникло небольшое поселение, получившее в народе наименование Софрониевой пустыни. В основанной старцем пустыни подвизались двенадцать послушниц, жизнь которых была подчинена строгому монастырскому уставу.  Жили сестры в келейном корпусе рядом с храмом и кельей старца Софрония.

Cестры трудились не покладая рук на различных послушаниях: работали в поле, заготавливали дрова, принимали паломников, занимались рукоделием. Три сестры писали иконы под руководством отца Софрония, владевшего иконописным мастерством. Некоторые из написанных ими икон сохранились до настоящего времени.

Впоследствии после блаженной кончины старца по благословению епископа Арзамасского Михаила из числа послушниц была образована Иверско-Софрониевская община в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Софрония Иерусалимского, небесного покровителя старца.

Почитание старца как великого угодника Божия при жизни было огромным, имя его было широко известно не только в Нижегородской епархии, но и за ее пределами. Люди шли к нему со своими скорбями и болезнями с верой в его святые молитвы и по вере получали просимое. Именно в этот период с особенной силой проявились великие дары Святого Духа – исцеления душевных и телесных недугов, прозорливости, изгнания бесов, которые старец Софроний стяжал своей подвижнической жизнью.

Пребывая в лесу Высокогорской дачи, старец Coфроний имел духовное общение с преподобномученицей Евдокией, жившей в селе Пузо (ныне село Суворово Дивеевского района Нижегородской области). Старец провидел мученическую кончинублаженной Евдокии, прислав ей в День Ангела написанную им икону Спасителя в терновом венце.

Особая духовная связь существовала у архимандрита Софрония с преподобным Серафимом Саровским, которого он считал образцом монашеского делания. Старец всегда призывал в своих молитвах его святое имя и благословлял своих духовных чад ездить в Саровскую пустынь на поклонения мощам новопрославленного угодника Божия. Старец был извещен преподобным Серафимом Саровским о времени своей кончины: явившись наяву одной из сестер Софрониевой пустыни преподобный, обратившись к ней по имени, назвал лесной жилянкой и сказал, что в день его памяти в пустыни будет великое торжество, соберется множество духовенства и запоют «Во блаженном успении...».

Пророчество преподобного исполнилось в точности: 1 августа 1921 г. архимандрит Софроний преставился на 94 году жизни. Отпевал его епископ Михаил с сонмом духовенства при огромном стечении народа. Местом упокоения старца стала часовня неподалеку от его кельи, где находился привезенный со Святой Горы Афон Крест с предстоящими.

Старец предсказывал осквернение своей могилы, что и произошло спустя более десяти лет после его блаженной кончины. Промыслом Божиим жителям соседнего с пустынькой села было открыто, что могила старца разорена. Придя на место, они обнаружили в потревожен­ном гробу нетленные мощи подвижника. Могила была приведена в порядок, разбойники же, искавшие в ней золото и драгоценности, вскоре погибли.

Отец Софроний также предсказывал разорение пустыньки и ее грядущее возрождение и говорил: «Все здесь нарушится, ничего не будет, а придет время — все здесь построят лучше». В 1929 г. Софрониева пустынь была закрыта, все строения были разобраны на бревна, часть из которых пошла на строительство школы в соседнем селе, а остальные были использованы в различных хозяйственных нуждах.

Ныне мы являемся свидетелями исполнения пророчества о возрождении обители. В настоящее время в пустыни возобновлена монашеская жизнь, по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия здесь подвизаются 15 сестер под духовным руководством протоиерея Владимира Цветкова. Их трудами и молитвами старца Софрония пустынь преобразилась: за более, чем 6 лет в сложных условиях бездорожья, отсутствия электричества и дефицита материальных средств построен храм Иверской иконы Божией Матери, xрам над могилой старца, домовый храм Казанской иконы Божией Матери в келейном корпусе, новый келейный корпус, различные хозяйственные постройки, в с.Ковакса создано подворье Софрониевой пустыни.

Почитание старца Софрония не прекращалось даже в самые страшные годы сталинских репрессий и хрущевских гонений, память о нем передавалась из рода в род. По установившейся традиции день тезоименитства старца 24 марта особо отмечается его почитателями. На торжества в село Никольское, что в 12 км от Софрониевой пустыни, съезжаются многочисленные паломники, духовенство и миряне, служатся панихиды по старцу Софронию, накрываются поминальные столы. И ныне не зарастает народная тропа к его могиле и чудотворному источнику в основанной им пустыньке. Преодолевая немалые трудности пути, Софрониеву пустынь посещают паломники не только из окрестных сел, но и из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и по молитвам святого старца получают  благодатную помощь.

Старец Софроний говорил сестрам Софрониевой пустыни: «Настанет время выйти мне мощами». Чаем и надеемся, что нынешний юбилейный год станет временем исполнения этого пророчества и в сонме прославленных святых воссияет новая яркая звезда преподобного Софрония Арзамасского.

Благочестивым паломникам: 607217, Нижегородская обл., Арзамасский район, с.Ковакса, ул.Северная, д.37 — подворье Софрониевой пустыни; телефон: 8-(831-47)-56-111.

Горохов Сергей Владимирович

Анонсы

Фотоальбомы