Из истории Ахтырского Свято-Троицкого монастыря


На Сумщине, еще с давних времен, всегда было много монастырей и храмов, являвшихся духовными и культурными центрами этого живописного края. Од­ним из таких центров был Ахтырский Свя­то-Троицкий монастырь, основанный в 1654г. По красоте своего месторасполо­жения этот монастырь считался на Слобожанщине одним из первых после Святогорского. «На северо-западе величе­ственного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом, на юго-вос­токе луга. На этой-то скале… монастырь, один из древнейших в Украине» — пишет Филарет Гумилевский в 1852 году.
Первым строителем монастыря был игумен Иоанникий, который «… при­был из-за Днепра в Ахтыр-ку со всею братией своею в числе 40 человек, с утва­рью церковною, с книгами, ризами и даже колоколами. Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и иезуиты гнали детей православия в гроб. Оста­валось бежать, куда только можно...». «В донесении на имя Императора Петра III в Белгородскую канцелярию от 1 июля 1762г. от некое­го игумена значится: «… сему игумену по указу Государя Царя Алексея Ми­хайловича, по свидетельс­тву гор. Алешин всякого чина и звания людей, та гора Ахтырь с пахатным полем и сенными покосы, ле­сными дачи и рыбными ловли яко впусте состоящая и ни кем не владеема, была отведена под монастырь». По преданию, первый деревянный храм был освящен в XVII веке в честь Благовещения Пресвя­той Богородицы и монастырь первонача­льно назывался Благовещенским, а по месторасположению — Ахтырским.

Немного позже на средства главноко­мандующего слободскими полками ах-тырского полковника Федора Осипова вместо деревянной была построена од­ноименная каменная трапезная церковь. В первой половине XVIII века деревянные храмы монастыря стали заменяться ка­менными. Для изготовления кирпича, ко­торый использовался на их строительс­тво, в районе Доброславской горы были специально построены печи.

Со времени основания в обители было введено игуменское управление. С 1720 года по указу Петра I настоятелем Ахтырского Благовещенского монасты­ря назначается протоиерей московского Благовещенского собора — Тимофей Надаржинский. Им в 1724 году был выстроен каменный Троицкий собор и огра­да вокруг монастыря в «269 саженей». В том же году, по благословению Преосвя­щенного Епифания (Тихорского), епис­копа Белгородского, монастырь стал на­зываться Троицким. .

Тимофей Васильевич Надаржинский был духовным отцом Петра I и всей цар­ской фамилии. Происходил он из дворян­ского рода, некогда переселившегося из-за Днепра. Отец Тимофей-«неотлуч­ный спутник» царя в военных походах и во всех его путешествиях. Надаржинский сохранил свое звание и в короткое царст­вование Екатерины I. После ее смерти в 1727 году он окончательно удалился от двора в Тростянец. А в 1729 году Надар­жинский принял схиму под именем Товия и до своей кончины жил в монастыре. Преосвященный Епифаний сам погребал добродетельного старца. Его положили под правым приделом Троицкого собо­ра, в древних пещерах монастыря впос­ледствии замурованных.

По смерти иеросхимонаха Товия, его сын — Иосиф Тимофеевич Надаржинский — на собственные средства построил ка­менную церковь в честь Преображения Господня с братской трапезной и коло­кольней, а в 1741 году — больницу и в ней храм во имя Петра и Павла. По докумен­там Ахтырского Духовного управления в 1785 году за Ахтырским монастырем чи­слилось свыше 1500 дес. земли, куда входили села и хутора с мельницами, па­хотными землями, лугами, лесами, река­ми и на которых работали в основном вольные черкесы.

Главной святыней Ахтырского мона­стыря была находившаяся в южном при­деле Троицкого собора месточтимая Ахтырская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», ознаменованная многими исцелениями и чудесами. Точ­ных данных о том, когда икона появилась в монастыре — нет, но известно, что она была принесена в обитель еще до 1787 года одним священником, которому «… во сне явились два монаха и повеле­ли доставить икону из Киева в монас­тырь».

За время существования монасты­ря в него поступило множество истори­ко-культурных ценностей. Это, прежде всего, старопечатные книги русских и украинских издательств, иконы и изде­лия декоративно-прикладного искусства церковного значения, среди которых -серебряная дарохранительница, выпо­лненная гамбургскими мастерами «… ценою в три тысячи рублей… высокой работы, выписана из Германии коштом С.-Петербургского Архиепископа Фео­досия (Янковского)».

После закрытия монастыря летом 1788 года, при настоятеле архимандри­те Венедикте, его насельники были пере­ведены в Куряжский мужской монастырь Харьковской губернии. И хотя архиман­дрит Венедикт направлялся настоятелем в Московский Данилов монастырь, он и братия обители долго не хотели покидать Ахтырскую обитель. Благодаря старани­ям майора Ивана Войновича, владельца деревни Доброславовки, Троицкий со­бор в ноябре 1788 года был переимено­ван в приходскую церковь с назначени­ем настоятелем ее — свящ. Иоанна Яков­лева. Другие храмы обители — Благове­щенский и Преображенский — были ра­зобраны, все имущество монастыря, даже ограда, — распродано. Только при Троицкой церкви была оставлена самая необходимая церковная утварь и чудо­творная Ахтырская икона Божией Мате­ри «Всех скорбящих Радосте».

Жители окрестных мест не теряли на­дежды на восстановление и возрожде­ние святой обители. В 1835 году ахтыр-чане и местные помещики обратились к Харьковскому архиепископу Меле-тию(Леонтовичу) с просьбой о восстано­влении монастыря «не требуя на то по­собия от казны». Они полностью брали на себя восстановление древней обители за счет пожертвователей, среди которых были такие известные помещики как Бразоль и Кулябка, купцы Алтухов и Гре­ков, «девица Зверева и вдова Наталья Костевская» и много еще других достой­ных людей. Среди подателей был и куряжский монах Николай Калашников с сыном Михаилом. Всего же на восстано­вление монастыря было пожертвовано 65 дес. земли и -23 тыс. рублей ассигна­циями. Однако в 1840 году дело о возоб^ новлении монастыря Святейший Синод возвратил в Консисторию для некоторых дополнений, а вскоре скончался и Архи­пастырь Мелетий. При архиепископе Мелетии, причисленному уже в наше время к лику святых, был изменен титул управляющего епархией. Святейший Синод, готовясь отпраздновать столетие со дня явления Ахтырской иконы Божи­ей Матери, своим указом от 13 февраля 1838 года повелел «… именоватьуправ­ляющего Слободеко-Украинской епар­хией — Харьковский и Ахтырский ».

Указом Императора Николая I от 31 октября 1842г. — 160 пет тому назад! — упраздненный Ахтырский Троицкий мо­настырь был восстановлен со статусом пустынножительного «… с приютом для 25 душ из вдовых священников и диако­нов». Первым настоятелем вновь открыв­шейся обители стал келейник Преосвя­щенного Мелетия иеромонах Сергий (впоследствии архимандрит). Так, после более чем полувекового, перерыва 15 января 1843 года игумен Сергий с бра­тией совершил первое богослужение в Троицком соборе. К тому времени на Ах-тырской горе, кроме упомянутого собо­ра, сохранилась колокольня с трапезной и ветхий домик, в котором жил церковный сторож. А в начале весны 1843 года на горе уже был выстроен деревянный дом для настоятеля и насельников мона­стыря, внизу горы — гостиница для бого­мольцев-паломников. И уже 3-го июля того же года, на следующий день явле­ния Чудотворной Ахтырской иконы Божи­ей Матери, монастырь был торжествен­но открыт. Божественную литургию по­сле крестного хода с иконой из Ахтырс-кого Покровского собора, совершил Харьковский епископ Иннокентий (Бори­сов), На это празднество прибыл Харь­ковский губернатор С.Н.Муханов, губернский Предводитель дворянства князь А.В.Голицын с супругой Софьей Алексеевной (правнучкой о. Тимофея Надаржинского). Голицыны вручили обите­ли ценные бумаги на 15 тыс. руб. (с про­центами). При этом событии были и дру­гие представители местной знати, кото­рые также жертвовали на монастырь де­ньги и свои земли.

Настоятель монастыря игумен Сер­гий восстановил обитель и каменную ограду в «600 сажень», за которой были открыты три гостиницы, церковно-приходская школа, а в августе 1884 года больница (5 палат и 12 кроватей), столо­вая и покойницкая. В соборном храме был возобновлен иконостас. Особо почитаемой святыней в Трои­цком соборе была упоминаемая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радо­сте», которая в 1891 году Священным Синодом была признана чудотворной. На иконе была богатая риза весом «в 1 пуд и 131/г фунтов, в 2 986 руб. серебром и вылощенный киот, в 423 руб. серебром». Сохранились в храме и серебряные по­тиры и дароносицы работы русских мас­теров. В каменном братском корпусе в 1850 году был возве­ден теплый большой храм во имя Рождества Пресвятой Богороди­цы, освященный в праздник Свя­того Духа Филаретом (Гумилевским), епископом Харьковским и Ахтырским, а также три деревян­ные постройки, одна из которых — церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского (1845г.). Последователем архимандрита Сергия был — архимандрит Евстратий (в конце XIX — начале XX вв. Ахтырским монастырем управляли архимандриты).

В монастыре в 1887 году на­считывалось свыше 120 насель­ников, а в 1908 — свыше 150. Вплоть до 1917 года при Ахтырском монастыре действовала церковно-приходская школа, имелось 3 гостиницы для пало­мников. В монастырском хозяй­стве процветало пчеловодство, ското­водство, слесарное, бондарское и сапо­жное ремесло. При последнем настояте­ле — архимандрите Аристархе — земель­ные владения монастыря составляли 750 дес. земли, в нем проживали 86 монахов и 34 послушника.

В 1917 году монастырь был закрыт, но не уничтожен. В 1919 году мучениче­ской смерти был предан настоятель Свя­то-Троицкого монастыря архимандрит Аристарх. Храмы монастыря ограблены и осквернены. С 1922 по 1938 гг. на тер­ритории монастыря существовал приют для детей-сирот и беспризорных. С 1938 года в монастыре размещались казармы Ахтырского стрелецкого полка.

С 1927 года монастырь начали по­степенно разбирать. В годы Великой Отечественной войны древняя обитель была окончательно разрушена. От мо­настыря сохранились только живопис­ная гора и руины от колокольни — памятника архитектуры;XVIII века.

По благословению Преосвященнейшего Иова, епископа Сумского и Ахтырского в мае 2002 года началось третье возрождение Ахтырского Свято-Троицкого монастыря.

Разрушенная колокольня монастыря привлекла внимание к себе двух монахов, живших и служивших при храме Сумского Пастырско-Богословского училища. Взяв благословение епископа Сумского и Ахтырского Иова, они вместе с одним послушником 28 мая 2002 года поселились на монастырской горе в солдатской палатке и начали ежедневный круг монастырского богослужения. С помощью благочестивых ахтырчан были устроены навесы, послужившие все лето и осень как монастырский храм и трапезная. 23 июня, в престольный праздник, день Святой Троицы, здесь была совершена первая после восьмидесятилетнего запустения Божественная Литургия, которая с тех пор служится в обители ежедневно. 26 июля, в пятницу, накануне памяти крестителя Руси св. князя Владимира, на колокольне был водружен Святой Крест.
В сентябре в колокольне начались реставрационные работы. Братия, к которой тогда присоединились еще два послушника из числа студентов духовного училища, поняла, что у нее имеется только одна возможность устроения каменного храма и келий – сделать все это внутри колокольни: в первом ярусе храм, а на втором и третьем – кельи. 4 декабря 2002 года в новом храме состоялось первое богослужение – это было всенощное бдение на Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Несколько дней перед этим на горе свирепствовали крепкие морозы, но Введение оказалось первым днем, когда монахи смогли войти в свой каменный храм. Так братия удостоверилась, что Матерь Божия сама покровительствует их трудам.

12 января 2003 года, в Неделю по Рождестве Христовом, епископ Сумской и Ахтырский Иов совершил освящение Престола храма. Это была первая архиерейская Божественная Литургия в монастыре после долгих лет запустения.

СВЯЩЕННЫЙ СИНОД ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ И СИНОДАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА
КАЛАМОС АТТИКА
№623
Каламос, 25. 07. 2007.
Успение Св. Анны, матери пресв. Богородицы
Высокопреосвященнейший и Богопризванный Архиепископ Сумской и Ахтырский г-н Марк, благословите и молитесь о нас!
Признаем за благословение поклоняемой Пресвятой Троицы данное событие -сегодняшнее общение с Вами нас, прибывших из далекого только лишь географически монастыря по случаю торжественного поставления Вашим Высокопреосвященством весьма возлюбленного для нас иеромонаха отца Симеона во игумены исторического Свято-Троицкого Ахтырского монастыря.

Мы очень хорошо узнали его во время его учебы на богословском факультете Афинского университета. Он скромен, с жизнью чистой и верой православной, абсолютно преданный священным преданиям нашей Церкви и древним духовным сокровищам равноангельного монашеского жительства. Когда же он с отличием завершил свою учебу возвратившись на свою Родину, он был удостоен стать монахом и получить благодать священства.

Святой Дух наставил Ваше Высокопреосвященство дать ему имя преподобного Симеона Нового Богослова. Так Вы благодатным архиерейством нашей Святой Церкви определили его как связующее звено двух святых обителей — Свято-Троицкой Ахтырской на Украине и преподобного Симеона Нового Богослова в Греции — и двух наших поместных Церквей. Это особо нас побуждает радоваться, Высокопреосвященнейший архиепископ Сумской г-н Марк ибо мы являемся горячими защитниками вселенскости Православия. Ведь Церковь, как известно, одна во всех народах, племенах и языках, «несть ни эллина, ни иудея», все мы -братья, все мы — одно во Христе Иисусе.

Итак, смиренно и от всей души желаем и молимся, дабы благодать Божия Вашими святыми молитвами, Ваше Высокопреосвященство, просвещала, умудряла и освящала нового игумена о. Симеона вместе с его богособранной братией, и чтобы этот исторический, хотя и переживший бедствия, монастырь стал украшением и духовным маяком в Вашей епархии и во всей святейшей Украинской Церкви, чтобы и Вы радовались, веселились и гордились в Господе, что Ваш монастырь и Ваши духовные чада подвизаются следовать по стопам древних великих преподобных Отцов — Антония Великого, Саввы Освященного. Антония и Феодосия Киевопечерских, Серафима Саровского и прочего сонма корифееев отцов и учителей равноангельного монашеского жительства.

Наконец, мы, ничтожнейший, просим Ваших святых молитв, чтобы мы успешно исполнили наши обеты, достигли цели монашеского подвига и удостоились Вашими молитвами Божией милости в день Судный.

С глубочайшим сыновним почтением, лобызаем Вашу благословляющую архиерейскую десницу.
Архимандрит Христодул с во Христе братией
 

Анонсы

Фотоальбомы