церковь и государство

     Православные Слобожанщины выступили против исторического беспамятства 

16 марта на Праздник Торжества Православия в Сумах (Украина, Слобожанщина) более трех тысяч православных приняли участие в крестном ходе к месту, где некогда находилось православное кладбище, а ныне расположен сквер Партизанской Славы. Возглавил крестный ход епископ Сумский и Ахтырский Илларий. Ранее малочисленная сумская греко-католическая община настаивала на строительстве на этом месте униатского храма. По мнению участников крестного хода, строительство греко-католического храма на православных могилах — это прямое кощунство  над памятью основателей этого города, большинство из которых пришли сюда еще в 17 веке, спасаясь от окатоличивания, которое осуществлялось руками греко-католиков. По мнению одного из участников крестного хода, атамана Сумского полка слободского казачества Сергея Кондратенко, греко-католический храм на слобожанской земле, в котором будут возносить молитвы гонителям православных, это такое же кощунство, как скажем для львовянина памятник вождям сталинского режима у Львовской Ратуши. Тем более что, греко-католики не только не осудили насильственное насаждение унии (которая, по сути, была самым настоящим геноцидом против православных), но и возвели в ранг святых тех, кто был инициатором этих расправ. Так, известный униатский епископ Иосафат Кунцевич (за свою жестокость к православным прозванный «душехватом») сегодня прославляется греко-католиками не просто как святой, а как покровитель и просветитель Руси.
Для справки: сегодня Сумскую область возглавляют выходцы из Львова. Глава областной госадминистрации Павел Качур и его заместитель Зиновий Гузар. Они не скрывают своей личной приверженности к греко-католицизму, что, по мнению многих, и объясняет активизацию местной греко-католической общины и  ее руководства, которое не просто настаивает на выделении им участка под храм, но и требует увольнения тех работников местной власти, которые не способствуют им в этом.
      
      
       Православная общественность объединилась в защите прав верующих

Крестный ход Украинской православной церкви, который прошел 16 марта на Праздник Торжества Православия в городе Сумы (Слободская Украина) собрал более трех тысяч православных. Это явилось ярким свидетельством того, что Слобожанский край остается верным Каноническому Православию. И это несмотря на то, что местные раскольники, пользуясь покровительством областной власти, пытаются убедить всех, что президентская Сумщина — оплот «Национальной Церкви» в лице  непризнанного Киевского Патриархата. И это при том, что большинство из немногочисленных храмов раскольников либо вообще закрыты (по причине отсутствия верующих), либо стоят полупустые. В то время, как храмы канонической церкви с трудом вмещают прихожан. Тем не менее местная областная власть, во главе которой стоят греко-католики  — выходцы из Львова (Глава Сумской ОГА Павел Качур и его заместитель Зиновий Гузар) всячески содействует "национальной церкви" в отбирании храмов, шельмовании священства и верующих УПЦ. Все это побудило православную общественность объединить свои усилия по защите прав Канонической Церкви. По поводу этого накануне крестного хода было сделано соответсвующее заявление, под которым подписались целый ряд общественных организаций и несколько тысяч православных сумчан.

Всякому терпению есть предел...

 Открытое заявление православной общественности 

В последнее время со стороны немногочисленной греко-католической общины г.Сумы усилилось давление на органы местной власти с требованием предоставить ей место для строительства храма.Понимая, к какому межконфессиональному взрыву может привести непродуманное решение этого вопроса, местная власть вполне обоснованно посчитала необходимым учесть мнение горожан через общественное обсуждение. К сожалению, сумские представители греко-католиков вместо того, чтобы оценить взвешенность такого шага, обрушились на власть с критикой, обвинив ее в противозаконных действиях, посягательстве на их права, и потребовали уволить виновных. При этом униаты сослались на то, что их якобы поддерживает городская общественность и даже верующие УПЦ. Более того, ими было заявлено, что при решении этого вопроса учитывать мнение общественности и вовсе не обязательно.Считаем, что такая позиция говорит об отсутствии понимания, к каким последствиям может привести откровенное пренебрежение к истории и традициям нашего края, к которым с уважением относятся большинство сумчан. Тем, кто не знаком с историей Слобожанщины, мы хотим напомнить, что наш город был основан в середине XVII века именно выходцами из Правобережной, в том числе и Западной, Украины. Сотни семей, спасая свои святыни, свою православную веру от насильственного окатоличивания, оставляли обжитые места, отправляясь в опасное путешествие в сторону Дикого Поля (именно так назывался тогда наш край). Можем ли мы это забыть, предать память основателей Сум? Нам говорят — сколько воды с тех пор утекло, все это далекое прошлое. Нас пытаются обвинить в том, что мы не имеем чувства христианского прощения. Но разве греко-католики раскаялись в том, что вся история окатоличивания Украины — от начала унии до настоящего времени — наполнена неприкрытыми гонениями православных, циничным надругательством над их верой, историей и культурой? Разве греко-католики отказались от тех иезуитских методов, которыми насаждалась уния в XVII веке? Нет! Более того, палач и гонитель православных греко-католический епископ Иосафат Кунцевич, жестокость которого признавали даже его приверженцы, сегодня уже не просто католический святой. Ватикан и униаты теперь прославляют его как святого покровителя и просветителя Руси-Украины. А ведь именно по указу этого «покровителя», как докладывал на сейме 1620 года Лаврентий Деревинский, православным под страхом наказания нельзя было иметь ни церкви, ни даже дома для богослужений. В воскресенье и по праздникам они вынуждены были выходить на молитву далеко за город, в поле, часто не имея православных священников, которые изгонялись отовсюду.Для более изощренного унижения православных этот «просветитель» приказывал раскапывать их могилы и бросать тела умерших на растерзание псам. Не принявших унию после смерти ночью вывозили за город через ворота, которые предназначались для вывоза нечистот. С неотрекшимися от православия расправлялись без суда и следствия, арестовывали, лишали имущества и всех прав… Это было нормой. Разрушались храмы, пылали монастыри (нередко вместе с монахами).Сохранилось множество задокументированных свидетельств того, как католические «святые» в откровенном геноциде православных превосходили даже светскую власть. Так, горячий сторонник унии, литовский канцлер — католик Лев Сапега в 1622 году писал Кунцевичу: «Вместо радости уния принесла столько хлопот и роздоров и так нам надоела, что лучше было бы остаться без нее, потому что много мы имеем из-за этого бунтов… Это все результат вашей унии! Сказать правду, она получила признание только благодаря мятежам и раздору, которые породила в целом народе и крае. Если, не приведи Господи, страна наша покачнется (чему вы своей жестокостью пролагаете прямую дорогу), что тогда будет с унией?» Сапега оказался прав. Ведь именно насильственное окатоличивание православных было едва ли не главной причиной народного восстания 1648 года под предводительством Богдана Хмельницкого.Весьма символично, что первым местом для постройки храма греко-католическая община избрала сквер у железнодорожного вокзала. Именно здесь когда-то было православное кладбище, где более 150 лет два православных прихода (Троицкий и Рождества Богородицы) хоронили своих прихожан. Тех, кто ради сохранения веры пришел на эту землю, назвав ее Слобода, то есть свобода. Свобода прежде всего от духовного рабства, которое несла в себе уния.Могут ли слобожане согласиться с тем, что на костях основателей города может быть по-строен храм, в котором будут возноситься молитвы их палачам и гонителям? Конечно, нет. Как и с тем, чтобы называть откровенный геноцид православных, подвигом просветительства. Ведь это было бы циничным надругательством над памятью тех православных казаков, которые положили начало истории нашего города, которые жизнь полагали за то, чтобы не отдать на поругание нашу православную веру.Еще одно место, где греко-католики хотели бы видеть свой храм, — сквер возле КРЗ. Как раз у памятника погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. По нашему убеждению, выбор этого места тоже символичен. Сейчас греко-католическая церковь развернула широкую кампанию по канонизации еще одного униатского «святого отца» — митрополита Андрея Шептицкого. В то время, как наши родители и деды отдавали свои жизни в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Шептицкий писал лично Гитлеру:«Его высокопревосходительству, фиреру Великонемецкой империи Адольфу Гитлеру. Берлин. Рейхсканцелярия.Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре — Киевом!.. Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии… Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством… Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа».Содержание этого письма (и множества ему подобных) свидетельствует о том, что это были не просто формальные слова, а проявление искренних чувств к «освободителям». Помогал Шептицкий фашистам не только словом, но и делом. Так, в 1943 году он стал одним из инициаторов создания дивизии СС «Галичина». Именно он в 1942 году призывал галичан работать в дни религиозных праздников ради победы Великой Германии. Когда поражение гитлеровцев было уже неминуемым, именно Шептицкий приказал снять колокола со львовских храмов и отдать их на нужды Вермахта. Одним словом, он не за страх, а за совесть отдавал «все для фронта, все для победы». Но не для победы наших слобожан, погибших в боях с фашистской чумой. Он посылал свои многочисленные благословения тем, кто убивал наших земляков, кто желал истребить нас, считая неполноценным народом. Осознавал ли это Шептицкий? Бесспорно. Вот лишь один пример. Он передавал в Рейх духовные наставления в виде «пророческих» видений греко-католических монахинь вассилианского ордена из Ильинского монастыря, что в селе Суховоля неподалеку от Львова. Эти «прорицательницы», находясь в экзальтированном состоянии, видели, как Гитлер становится католиком, как на него возлагается золотая корона и титул Царя всей Европы. Для этого Гитлер должен был выполнить следующие «божьи» наставления: «пусть немецкие войска ничего не щадят в России — ни городов, ни замков, ни сел, так как Господь не желает, чтобы там что-либо осталось». Такая же участь ожидала и «омосковленную» часть Украины.И вот сегодня нам, православным, предлагают согласиться с тем, чтобы на слобожанской земле возносилась слава этим «святым» как нашим покровителям! Это ли не откровенное кощунство над нашей верой, историей, памятью? Нас пытаются упрекать, дескать, мы не имеем никакого права протестовать против греко-католической экспансии. Но при этом современные греко-католики не видят никаких нарушений закона в том же Львове (признанной столице украинского униатства), где местная власть уже на протяжении 15 лет игнорирует просьбу православных о выделении им земельного участка под строительство кафедрального собора.Греко-католики западных областей, которые пытаются выдавать себя за истинных носителей украинской культуры, почему-то не видят ничего противозаконного в том, что в начале 90-х годов с благословения Ватикана были разгромлены три православных епархии, отбирались храмы и монастыри с избиением (даже до смерти) священников, мирян. С 90-х не прекращаются попытки отнять у православных их величайшую святыню — Почаевскую лавру. Нам ни разу не приходилось слышать о том, чтобы власть дала надлежащую оценку этим действиям как противозаконным и положила конец притеснениям православных.В последние годы на Слобожанщине православная церковь также подвергается всяческим притеснениям. Так, областная госадминистрация почему-то не видит ничего противозаконного в том, что сегодня на Сумщине происходит тотальное нарушение прав православных верующих УПЦ. Представители власти дают зеленый свет или даже прямо способствуют тем, кто под лозунгом создания национальной церкви навешивает на православных ярлыки прислужников Кремля, врагов Украины, предателей. Под надуманным предлогом у верующих отбираются храмы, изгоняются священники, подвергаются давлению прихожане УПЦ.Власть должна понять, что конфессиональный взрыв пока не произошел лишь благодаря тому, что у православного народа Слобожанщины — твердая выдержка и ответственность. Еще раз подчеркиваем, что не мы являемся инициаторами нагнетания противостояния, не мы сегодня провоцируем обострение межрелигиозной и общественной ситуации. Но ведь всякому терпению есть предел. И если кто-то, призывая нас к терпимости, в то же время лукаво надеется тем самым лишить нас возможности защищать свои законные права, то глубоко ошибается в своих расчетах.Если же власть и в дальнейшем будет спокойно смотреть на гонения и провокации против верующих УПЦ, или, хуже того, сама будет способствовать этому, мы, по примеру наших славных предков, сможем защитить свою веру, свои храмы и свои традиции от любых посягательств. 

Анонсы

Фотоальбомы