Новости

ОСМЫСЛИТЬ ТАИНСТВО

     По благословению Преосвященнейшего Евлогия, епископа Сумского и Ахтырского, при Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Сумы создана служба катехизации. В чём её предназначение? Что означает слово «катехизация»?

Действительно, в нашем соборе по благословению Владыки Евлогия создана специальная служба, назначение которой – оказать помощь людям, которые впервые переступают порог храма или же делают первые шаги в христианской вере.

         Катехизация – это такое направление церковной деятельности, которое ориентировано на то, чтобы дать человеку, изъявившему желание стать христианином, наиболее важные знания о православной вере, раскрыть вероучительные истины Православия, подготовить людей ко Святому Крещению.

         Слово «катехизация» возникло от греческого глагола «katecheo», что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя. Именно во встрече, диалоге заключается смысл слова «катехизация». Поэтому осуществляется катехизация в виде диалога, собеседования, огласительных бесед, предполагающих наличие добровольного согласия наставляемого воспринимать и усваивать передаваемый ему опыт православной веры и церковной жизни.

Чем обусловлено появление катехизической службы при Спасо-Преображенском кафедральном соборе? Раньше священники собора такой деятельностью не занимались?

Нельзя сказать, что катехизация вовсе не проводилась. Каждый священник так или иначе наставляет в вере всякого, кто готов воспринять сказанное. В нашем храме было принято проводить краткие беседы перед крещением с восприемниками или же взрослыми крещаемыми. Нужно помнить, что верующие пережили длительный период гонений на Церковь, когда открытая церковная проповедь была ограничена. По инерции этот период «пассивного» отношения к общественной проповеди веры сохранился и после обретения Церковью свободы в совершении своей спасительной миссии. К сожалению, достаточно много людей было крещено без должного пояснения, что же означает стать христианином. Этот период стал для Церкви временем утраченных возможностей. Раньше крестились практически все, но при этом и старались жить по-христиански практически все. Сейчас многие крестятся, но реально приобщаются к церковной жизни, то есть становятся постоянными прихожанами наших храмов, всего 1-2 % от общего числа тех, кто принимает это спасительное таинство.

         А ведь крещение – таинство, вводящее человека в Церковь. В нём человек умирает для жизни греховной и возрождается от Духа Святого в Жизнь Вечную. Осмыслить это таинство, подготовившись к нему, позволяет человеку испытать это чудо рождения в обновлённое, святое бытие в лоне Церкви. Поэтому осознанное, серьёзное отношение к этому таинству необходимо как со стороны священника, задача которого не просто совершить обряд, но помочь человеку войти в благодатную жизнь Церкви, так и со стороны крещаемого, который призван стать живой клеточкой Тела Христова, живым членом Церкви.

         Для того, чтобы возродить в полноте древнюю церковную практику подготовки к таинству Крещения, по благословению Владыки Евлогия и была создана служба катехизации.

Не могли бы вы рассказать, как проходит процесс катехизации или оглашения?

         Поскольку главным условием для принятия крещения является вера, то огласительные беседы построены на разъяснении Символа Веры, содержащего основные вероучительные истины Православной Церкви. Участникам огласительных бесед мы пытаемся раскрыть учение Церкви о Боге-Троице, о творении и грехопадении, искупительной Жертве Христа, о Церкви и её таинствах. Суть катехизации сводится, конечно же, не к сухим разговорам о догматах, а к попытке изменить образ мышления человека, а в идеале — образ его жизни в соответствии с нормой веры. Несомненно то, что такое серьезное переосмысление жизненных ценностей требует времени. Обычно такие изменения не происходят быстро. Неслучайно в древности катехизация предполагала довольно длительный период. По большому счету, такое переосмысление происходит на протяжении всей жизни. Главное – верно определить направление своих усилий, устремление своей воли.

Как долго длится подготовка к Таинству Крещения? По каким дням проводятся огласительные беседы в соборе?

         У нас наработаны две программы, так называемая краткая и полная. Первая рассчитана на три недели, вторая – на полгода. Каждый по желанию может выбрать ту, которая ему подходит. Огласительные беседы проводятся по субботам в помещении воскресной школы собора с 12:00 до 15:00.

Всем ли обязательно проходить такую подготовку, чтобы креститься? Как быть, если нет возможности посещать занятия?

         Без длительной подготовки мы крестим детей, восприемники и родители которых живут полнотой христианской церковной жизни, то есть являются активными прихожанами православных храмов. Жизнь в такой семье сама по себе — лучшая катехизация. Для тех, кому предстоит, сложная операция или переезд на постоянное место  жительства в другую страну, где нет православных храмов или они находятся очень далеко от места их постоянного проживания, оглашение сводится к минимуму.

         В случае смертной опасности священник обязан совершить крещение, руководствуясь добровольным согласием крешаемого (или восприемника, если это младенец). В данном исключительном случае оглашение производится после того, как угроза жизни минует.

Сколько людей посещает Ваши беседы о христианском вероучении?

Количество людей не очень большое, в среднем на очередную беседу приходит около 10 человек. Но ведь и служба катехизации только начинает свою деятельность.

Кто приходит на огласительные беседы? Как люди относятся к проводимым беседам?

Видите ли, парадокс состоит в том, что желающие принять таинство Крещения в своём подавляющем большинстве бывают не готовы к мысли, что перед крещением должна быть подготовка, что ты должен иметь решительное желание измениться, что должно кардинально измениться твоё духовное устроение в соответствие с нормами христианской веры, а потом уже, как результат этой подготовки, принять Святое Крещение. К такому осознанному и ответственному отношению к своей жизни люди не готовы. Часто только к концу первой встречи человек осознаёт, что подготовка к таинству всё же должна быть. В целом отношение к огласительным беседам положительное, так в большинстве своем все те, кто приходит на первую встречу, остаются слушать полный курс оглашения, который рассчитан на определенное количество бесед.

Иногда, кроме будущих восприемников и желающих креститься, приходят родители младенцев, а также просто люди «с улицы», чтобы уяснить для себя смысл основных истин церковного вероучения. С решительным неприятием огласительных бесед подготовки к крещению мы не сталкивались.

Вы сказали, что на огласительные беседы приходит около 10 человек. Ведь это ничтожно малое число. Что необходимо сделать, чтобы людей приходило больше?

         Сам Господь заповедал нам учить народ вере, и мы все, клирики и миряне, которые так же занимаются этой деятельностью, должны попытаться вложить в это свои силы. Нужно сформировать некую систему, которая позволила бы в условиях современной жизни готовить людей к принятию Святого Крещения по-настоящему, в полноте ответственности принятого решения. Ведь некоторые отказываются от бесед – и просто уходят в другие храмы, где крестят по первому требованию. Но те, кто остаются, эти шесть – десять человек, они, конечно, не смогут за несколько занятий понять, что означает войти в мистический организм Церкви, приобщиться к реальности церковной жизни по вере. На мой взгляд, это люди, которые всё-таки получают некие задатки, которые в дальнейшем позволяют приобщиться к жизниЦеркви Христовой.

Вы готовите людей к принятию Таинства Крещения. А как осуществляется подготовка к принятию других таинств?

         Можно утверждать, что таинства крещения, брака и покаяния понимаются сейчас в среде людей, называющих себя христианами, искажённо. Поэтому есть необходимость говорить о смысле и предназначении этих таинств. Неправильное, недостаточно точное понимание таинства крещения приводит к тому, что крещеные православные люди не живут потом церковной жизнью. Их крещение не достигает цели. Точно так же неправильное понимание таинства брака приводит к тому, что люди после венчания не начинают жить христианским браком. Они живут обычной повседневной жизнью, в которой нет места религиозным ценностям, что часто в наше время приводит к разводам. Сохранение целостности семьи в наше время требует немалой духовной зрелости супругов, решимости нести крест семейной жизни. Этим объясняется необходимость предварительных бесед с теми, кто намерен венчаться в храме. Мы объясняем смысл и важность таинства венчания, обязанности супругов по отношению к Церкви и друг к другу, рассказываем, что такое христианский брак, какой должна быть жизнь супругов-христиан.

         Кроме названных церковных таинств, мы готовим людей к таинствам Покаяния и Святого Причастия. Ведь в нашем соборе почти на каждом богослужении есть такие, которые исповедуются и причащаются впервые. Во время исповеди, когда за спиною священника стоит 30-40 человек, уделить внимание одному, чтобы подробно объяснить смысл и значение таинства, весьма затруднительно. Этим занимается служба приходского консультирования, существующая для того, чтобы помочь человеку разобраться в вопросах церковной жизни. Спектр задаваемых вопросов, на которые приходится отвечать, возглавляя эту службу, достаточно широкий: от вопросов, касающихся правил поведения в храме, до богословских вопросов, требующих глубокого понимания православной догматики. При этом мы руководствуемся таким принципом: всякий, кто обращается с просьбой о пастырской помощи или с вопросом о православной вере, должен получить такой ответ, который бы позволил ему стать ближе к Богу.

Как Вы видите дальнейшую деятельность катехизической службы собора?

Мы намерены совершенствовать работу катехизической службы, учитывая опыт проведенных занятий. Также мы намерены привлекать к этой работе волонтеров из среды воцерковленных прихожан, которые имеют необходимый уровень знаний для проведения просветительских бесед. Наша катехизическая служба намерена также расширять тематику наших бесед, создавать специальные программы для различных социальных и возрастных групп. Также планируем приобретение специальной литературы, предназначенной для катехизации. Библиотека должна стать продолжением наших занятий в аудитории.

         Пользуясь возможностью обратиться к читателям, хотел бы пригласить всех желающих на наши катехизические беседы в соборе. А также прошу молитв о всех учащих и учащихся, постигающих премудрость жизни во Христе.

 

Анонсы

Фотоальбомы